Чеченский муж разбился на спорткаре: тайны кавказских браков и разводов - МК

"Чеченский муж разбился на спорткаре": тайны кавказских браков и разводов

За второй пандемийный год на Северном Кавказе резко выросло число разводов — об этом свидетельствуют неумолимые цифры. По статистике загсов, с начала 2020 года в Ингушетии распалось в 3,5 раза больше семей, чем в предыдущий год, в Чечне — в 2,7, в Дагестане — в 2,1. И это в регионах, где семейные ценности традиционно превыше всего! Неужели вековым устоям пришел конец?! Ведь рушить семьи на Кавказе не позволяет не только религия, но и обычаи предков, священные в каждом роду.

Мы поинтересовались, как видится проблема изнутри. Вернее — с высоты Кавказского хребта.

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Акта НЭ надо!

Если верить исследованию крупной международной аудиторско-консалтинговой сети, датированному июлем этого года, помимо Ингушетии, Чечни и Дагестана, чаще разводиться стали также в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии, где количество официальных расторжений брака выросло вдвое, и в Кабардино-Балкарии, с началом пандемии увеличившей количество распавшихся семей на 80%.

— Думаю, это связано с тем, что традиционный уклад в семейной жизни народов Кавказа меняется, становится более светским, — считает эксперт Вероника Тюрина. — К примеру, на быт и уклад жизни местного населения в Дагестане очень повлиял рост туристических потоков. Взаимопроникновение различных культур дает многоплановый эффект — и рост числа разводов один из них.

Восток — дело тонкое, а Кавказ особенно, поэтому истину знают только изнутри. Попробовали выведать ее и мы. Кавказские мужчины как истинные джигиты столь деликатный вопрос комментировать отказались. Ответы всех опрошенных звучат примерно так же, как слова Гази из дагестанского Дербента: «Лично я женат и разводиться не собираюсь, а в чужие семейные дела лезть привычки не имею. И вам, кстати, не советую».

Кавказские женщины более откровенны, но только если уверены в полной анонимности, поэтому при реальном возрасте и месте рождения имя у моей собеседницы условное.

— Статистика откуда берется? — уточняет 36-летняя Фарида из Махачкалы.

— Из записей актов гражданского состояния.

— Ясно. Но такой акт, даже если он есть, у нас, к примеру, еще ни о чем не говорит. У нас считается, что люди развелись, если расторгнут никях (мусульманский брак, заключенный имамом. — Авт.). Но это никак не узнаешь. Супруги могут жить хоть в разных странах, но в глазах Всевышнего оставаться мужем и женой. У нас только наоборот не бывает — чтобы люди жили семьей, не заключив никях. По крайней мере, в открытую, на глазах соседей и родни, мужчины и женщины без никяха вместе не живут. А что касается регистрации в загсе, наши молодожены ее часто откладывают на потом, ведь традиционные свадьбы отнимают много времени и сил. А потом многие и вовсе забывают сходить и расписаться.

— Кто же тогда не забывает сходить туда и развестись, пополнив собой неприятную статистику, раз в глазах общества штамп от загса значения не имеет?!

— Точно не скажу, но, скорее, это ради каких-нибудь практических целей. Понимаете, у нас люди по-другому устроены. Если пара расходится, это горе, но личное, внутрисемейное, не для чужих ушей и глаз. К аксакалам пойдут за советом, родню созовут, чтобы решить, как жить дальше, кого, куда и с чем, но загсу докладывать побегут в последнюю очередь, если вообще решат доложить. Ну, еще может быть, что кто-то, уже разведенный по-мусульмански, встречает кого-то, кому важен штамп.

— А никях часто расторгают?

— Раньше — в исключительных случаях, а теперь чаще стали. У нас парни и мужчины в последнее время стали более религиозными, это как мода. Все с бородами, по пятницам толпой в мечеть, Коран читают, невест только покрытых сватают. Сухого закона у нас официально нет, конечно, на свадьбах, например, на столах вино, коньяк… Но пьют спиртное только бабушки. Молодые мужчины сами соблюдают и за женами своими следят. Если жена вдруг нарушит шариат, такой может показательно разорвать никях. Мол, она не меня оскорбила, а Всевышнего.

— И как для этого надо нагрешить? Выпить вина?

— Ну нет, из-за этого никто, конечно, разводиться не будет. Но вот если постоянно пить напоказ, на глазах у людей, чтобы они это обсуждали, — тогда да, потому что это позор для мужа. Ну, еще если жена гуляет, нескромно одевается, не слушается мужа, шляется целыми днями вне дома…

— Иными словами, если она работает в офисе? Целыми днями вне дома и без хиджаба?

— Чтобы наши мужья женам работать запрещали, я не слышала, деньги-то всем нужны. Но вот если жена с этой работы поздно является, за детьми и мужем не смотрит, то начинаются скандалы, иногда до рукоприкладства. Но если раньше муж жену выгонял, ее и в отчем доме не принимали. А сейчас чаще стали сами родители своих дочек от мужей забирать и развода требовать. Если муж слишком религию насаждает, учиться запрещает или работать. Раньше старики молодежь осуждали, а сейчас у нас наоборот — старшее поколение более свободомыслящее. На семейных сборищах бабушки с дедушками, бывает, и выпьют, и споют, и потанцуют. А молодежь сидит, глаза в пол, суры повторяют.

— А бывает, что разводятся из-за того, что муж взял еще одну жену?

— Вот такого, чтобы несколько жен мужа прямо друг у друга из рук рвали, я не знаю, это сказки. Может, кто-то очень богатый или где-нибудь в глухом селе, где все, по сути, одна семья, многоженство и есть. Но большинству это просто не по карману. Одну-то свадьбу сделать — огромные деньги! Это как минимум три больших застолья человек на 500, а еще калым — выкуп за невесту. А еще подарки молодой и ее родне. И вообще с момента сватовства целый год очень больших трат, родители годами пашут, чтобы сына достойно женить, потому что это раз и на всю жизнь. И вряд ли кто-то захочет трижды его женить, например.

— А если он сам?

— Сам он тоже понимает, что при открытом, официальном многоженстве каждую жену надо содержать одинаково, ведь они это между собой обсуждают, сравнивают, и люди смотрят. А если денег не хватает, люди смеяться будут: набрал жен, а они голодранками ходят! А для наших мужчин выглядеть в глазах людей бедным или жадным — позор хуже нет! Потом, у каждой жены есть родители, которые следят, чтобы их дочь жила не хуже, чем в отчем доме. А еще от каждой жены дети, которых надо достойно содержать. Нет, это только для богачей. А сам мужчина может поступить только как, к примеру, мой муж. Два года назад он уехал на заработки на Север. Один, там погодные условия тяжелые. Мы с детьми дома остались. Деньги исправно слал, но через полгода сообщил, что взял вторую жену, русскую. Живет с ней, а то, мол, тяжело там одному, а она готовит ему, стирает и все такое. Это его право, может, он временный никях заключил, я же не знаю. Но я не потерпела, послала его куда подальше, детей — матери своей, благо они большие уже, а сама в Москву. Вот живу здесь, работаю, никто мне не указ, а про него даже слышать не хочу. Его для меня больше нет.

— А официально вы развелись?

— В загсе? Нет, конечно, а зачем? А так я к имаму сходила, сказала, что не принимаю вторую жену мужа и требую развода. Это мое право, и имам меня освободил.

Эва — 23-летняя студентка магистратуры престижного московского вуза из очень обеспеченной чеченской семьи — уверена, что в загс за штампом о разводе чеченские пары может привести все что угодно, но не истинное расставание.

— Если жена надоела, мужчине зачем далеко ходить, трижды «талак» («уходи», арабск. — Авт.) сказал — и свободен. Но это образно, ведь еще есть семья его и ее, люди, сговорившие эту пару, они в ответе за этот союз. В общем, просто так никто никого выгнать не может, но загс тут ни при чем. Если муж правда хочет жену оставить, или опозорить, или проучить, он к ее отцу пойдет, к своему, к имаму, но не в окошечко с паспортом. Наверное, туда ходят те женатые, которые пудрят мозги русским девушкам, что развелись, и в доказательство штамп о разводе показывают. Но на деле жена — только та, которая жена перед Аллахом.

А вот как описывает процедуру «талака» (расторжения мусульманского брака) имам-хатыб Шамиль Аляутдинов: «Это нежелательно, за некоторыми исключениями: если супруги боятся дальнейших разногласий между собой; если один из супругов боится, что будет ущемлять права другого; если муж вызывает у жены неприязнь и отвращение; если жена вызывает у мужа неприязнь из-за совершения ею прелюбодеяния и тому подобное, например, если она не выполняет намаз».

Также все исламские богословы напоминают о важности «разводного периода», призванного по возможности сохранить семью.

— Если муж один раз сказал «талак», это ничего не значит, — поясняет имам одной из столичных мечетей. — Мужчина еще может остыть, передумать. Если два раза сказал, то это тоже еще не окончательное решение. А вот если три, то женщина может чувствовать себя свободной. Только ей нужно помнить, что повторно она может выйти замуж только через 3 своих женских цикла — то есть примерно через 3 месяца. Когда будет уже точно известно, что она не беременна от прежнего мужа.

— А женщина может сказать мужу «талак»?

— Разумеется, никто не имеет права насильно заставлять женщину оставаться чьей-то женой, если она более этого не желает. Женщина вправе потребовать разрыва никяха, если муж содержит ее хуже, чем она жила в отчем доме, если не исполнял свой супружеский долг в течение 4 месяцев, если хочет взять еще одну жену против ее воли (или уже взял, но скрыл ее существование), если отсутствовал дома более года, если тяжело заболел или сошел с ума и если муж систематически нарушает шариат — пьет, рукоприкладствует и пр. Также женщина вправе прекратить брак, если полюбила другого мужчину. Только в этом случае жена возвращает мужу махр (свадебный подарок) или денежную сумму (обычно о ней договариваются до свадьбы). Получив компенсацию, муж сам говорит «талак» — то есть дает развод. После этого женщина сразу свободна. Бывает, что женщин у мужей таким образом выкупают их новые возлюбленные.

— А в загс при разводе обращаются?

— Только в тех случаях, когда ни семьи мужа и жены, ни имам или муфтий не в силах обеспечить паре бесконфликтное расставание.

Олимпийский чемпион-2021 Заурбек Сидаков выгнал жену на второй день свадьбы.

«Штамп — это как пятно на платье»

В каких же ситуациях официальный штамп о разводе в паспорте необходим даже кавказцу? Кроме неких материальных побуждений, когда развод по сути фиктивный (для оформления, к примеру, льгот), загс бывает призван припугнуть сторону, не заинтересованную в цивилизованном прекращении оказавшегося неудачным брака.

Так произошло с браком Хеды (имя изменено. — Авт.). Правда, решение приняли не сами супруги, а отец молодой жены. Моя собеседница родом с Кавказа, из уважаемой в родных краях фамилии, но выросшая в Москве, куда перебралась ее семья, когда ныне 22-летняя Хеда еще даже не ходила в школу.

— Выросла я в Москве, — рассказывает девушка, — поэтому сваты ко мне пришли хоть и от земляков, но от московских. Отец сам сговорился, семья жениха очень богатая и связана с бизнесом отца. Мне тогда только 18 исполнилось, я на 2-м курсе универа училась, а жених магистратуру заканчивал. Помолвку сделали, а свадьбу отложили на год, когда жених диплом получит.

— Тебе его хоть показали?

— Конечно! Модный парень такой, весь на стиле, на дорогой машине. Симпатичный, красивый даже. Это все ерунда, что у нас не показывают жениха с невестой друг другу до свадьбы. Знакомят, конечно, тем более в Москве. Он мне очень даже понравился.

— Неужели ты ему не понравилась?!

— И я ему, раз он против помолвки не возражал. Да и по глазам было видно. Тут проблема в другом. С момента помолвки меня отец стал отпускать из дома только с женихом, под его ответственность. С ним я могла бы и в клубы ходить, и в гости. Но он меня ни на какие вечеринки не брал, хотя сам всюду шарахался, я это по соцсетям видела.

— Ты ревновала?

— Да даже не в этом дело! Просто до помолвки я могла с подружками гулять, в гости к ним ходить, на концерты всякие, в кино — ну я же в Москве выросла, это естественно. Но после помолвки у нас уже не положено. Родители такие: ой, а вдруг ты жениха встретишь? А вдруг на его родню нарвешься? А они тебя сфоткают и выложат в Интернет или будущим родственникам пошлют.

— Но ты же ничего плохого не делаешь!

— Даже если я просто, будучи помолвленной, гуляю без жениха. А он меня никуда не брал, сам гулял. Мне было обидно.

— Но почему, если ты ему тоже приглянулась?!

— Ну, это надо знать наших парней. Сам он будет гулять по злачным местам, но не с невестой, для этого другие девушки есть. И после свадьбы будет гулять, но не с женой, а с «испорченными» девушками. А что у него невеста не с гор спустилась, а тоже к общению привыкла, это он не думает! Я не говорю за всех, есть пары, где взаимопонимание. Где до свадьбы жених с невестой вместе тусят, если они в России, конечно. У нас нельзя, старики осудят. Но после свадьбы все равно она дома, рожать-готовить, а он дальше гулять.

— Даже в богатых семьях, живущих в Москве?!

— А какая разница? Чем богаче, тем больше прислуги в доме. Но за ней все равно следит сидящая дома жена.

Хеда рассказывает, что чуть больше года назад им с женихом сыграли пышную свадьбу — насколько это позволила небольшая передышка после первой ковидной волны. Но после медового месяца все начало рушиться.

— Сразу после свадьбы мы улетели на Мальдивы, там все было замечательно, в основном потому, что людей было мало и алкоголь продавали очень ограниченно. Поэтому мы общались, разговаривали, даже смеялись вместе.

Но как только вернулись в Москву, начался ад — именно так запомнилась Хеде семейная жизнь, хотя материально она была более чем безоблачная.

— Муж почти не ночевал дома. Тусил по клубам, встречал там общих знакомых, они мне рассказывали. Приходил в странном состоянии. Я пыталась пожаловаться своим родителям, но они только — терпи, твое дело забеременеть. А это не выходило, потому что он со мной почти не спал. И у него случалось такое. Ну, в чем ни один кавказский парень никогда не признается никому, даже доктору. Не получалось, короче, ничего, какая там беременность. Я призналась в этом своей матери, где-то через полгода, наверное, хотя было очень стыдно.

— А тебе-то отчего стыдно?! Это же у него не получается!

— Как отчего! А вдруг это из-за меня? Мама сначала ничего не ответила. Но отцу, видно, рассказала. Потому что скоро мой муж разбился на своем спорткаре, что никого не удивило, так он гонял. И я была уверена, что отец заставит меня сидеть у его койки в больнице и выхаживать, пока он не поправится, чтобы снова гулять. Но мой отец вдруг сказал: будем подавать на развод, это не жизнь. Ну и позже я узнала, что муж мой, оказывается, наркоту употреблял. Вот почему у него в постели часто ничего не выходило. И еще в таком состоянии он в уличных гонках участвовал, хорошо хоть не убил никого.

Если верить Хеде, своего благоверного она с тех пор ни разу не видела. А отец просто взял ее паспорт и спустя какое-то время вернул его со штампом о разводе. Как ее отец уладил финансовые дела с ее бывшим свекром, девушка понятия не имеет. Но знает, что сторона ее мужа развода не хотела, им это было невыгодно. Но ее отец настоял.

— А это значит, что ему тоже наш развод был нужен. Не знаю, ради меня это или ради снова ради бизнеса, но отец явно пошел с ними на прямой разрыв. Иначе бы он в загс документы не понес. Решили бы проблему на семейном совете, как это обычно бывает, и все.

— Но ведь ты можешь снова захотеть выйти замуж!

Этот вопрос Хеду почему-то смешит.

— Ну, тогда же все равно паспорт чистый придется заводить! Кому я нужна со штампом о разводе!

— То есть ты скроешь, что уже ходила замуж?

— Ну нет, зачем, все равно те, кому надо, узнают. Но просто понимаете, штамп — это неприлично, ну как, к примеру, пятно на платье.

Теперь Хеда считается «разведенкой» и, согласно обычаям, на особо выгодного жениха (из очень богатой и уважаемой семьи) претендовать не может. Но девушке куда важнее, что теперь отец отпускает ее в общественные места с подружками.

— Мои родители — люди старых обычаев, хотя сами еще молодые, – поясняет девушка. — Просто очень уважают обычаи предков. Но я надеюсь, что со временем они все же хоть немного отойдут от традиций!

— Тогда за русского замуж пойдешь?

— Нет, зачем! За нашего кавказского парня. Несмотря ни на что, я думаю, что наши парни самые лучшие! Они никогда не бывают нищими, слабыми и не авторитетными. Они всегда при деньгах, всегда защитят, все на уровне. Но я сама хочу выбрать себе парня. И среди наших — тех, кто живет в России, — уже есть такие прогрессивные семьи, где детям позволяют самим знакомиться и встречаться.

— По миру идет масштабная урбанизация, даже африканские племена уже модифицируются под современный уклад жизни, а уж на Кавказе в школах обучаются по тем же книжкам и учебникам, что и по всей России, — говорит общественный деятель Лейла Кулумбегова, родившаяся на Кавказе и защитившая на тему кавказского уклада диссертацию. — Кавказскую молодежь учат учителя, половина из которых прошла обучение в вузах страны. Да, там есть этническая преемственность, но она проявляется скорее на каких-то обрядовых, свадебных, похоронных и других мероприятиях, но не в социальной жизни. Да, существуют ментальные отличия, но они есть практически у всех жителей регионов России. И не только с этническими меньшинствами, но и со славянскими народами тоже. У всех у них своя особенная маленькая локальная культурная особенность и большая российская общность. Следующий момент — это урбанизация и Интернет. Люди, особенно молодые, не сидят над Кораном днем и ночью. А Осетия — практически вся православная республика, и даже мусульмане местные довольно адаптированы к российской действительности. Это не ислам, который проповедуется у ближневосточных народов, — он советско-российский, свой.

Что касается разводов, я думаю, что, помимо ковидного кризиса, во время которого разводы выросли по всему миру, важный фактор — выезд мужского населения в крупные российские города в поисках заработка — дал динамику росту разводов (на Кавказе очень плохо обстоят дела с трудоустройством и места с достойной оплатой труда доступны только элитам). Не секрет, что мужское население в стране значительно меньше женского. И, даже зная о семье приезжего на заработки кавказского мужчины, местные женщины их охотно принимают, живут с ними, надеясь на свою порцию счастья.

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов отмечает «постепенное изменение менталитета жителей трех наиболее консервативных республик Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Чечня)».

— Уклад жизни на Кавказе в веках был глубоко патриархальным. Но сейчас пошла трансформация. Связано это, на мой взгляд, с выходом за пределы своего социума.

Если раньше кавказцы жили, как правило, только в своем социуме, то в настоящее время они (особенно молодежь) все чаще выезжают в другие страны или регионы России, а когда возвращаются, приносят с собой элементы чужой культуры, тех обществ, где патриархальная система уже давно не так крепка, как на Кавказе. Процесс трансформации происходит и с теми, кто никуда не выезжает. Бурное развитие Интернета позволяет кавказцам видеть, как и чем живут другие народы и перенимать от них черты — как положительные, так и отрицательные.

За второй пандемийный год на Северном Кавказе резко выросло число разводов — об этом свидетельствуют неумолимые цифры. По статистике загсов, с начала 2020 года в Ингушетии распалось в 3,5 раза больше семей, чем в предыдущий год, в Чечне — в 2,7, в Дагестане — в 2,1. И это в регионах, где семейные ценности традиционно превыше всего! Неужели вековым устоям пришел конец?! Ведь рушить семьи на Кавказе не позволяет не только религия, но и обычаи предков, священные в каждом роду. Мы поинтересовались, как видится проблема изнутри. Вернее — с высоты Кавказского хребта.