Основной период лечебно-реабилитационного процесса, то есть непосредственно реабилитация подразделяется условно на три связанных между собой этапа. Первый этап – адаптационный, второй – интеграционный, а третий – стабилизационный.
Адаптационный этап реабилитации
На этом этапе у больных отсутствуют острые проявления наркотического абстинентного синдрома или алкогольной абстиненции, у них нет постабстинентных расстройств. Больные на этом этапе учатся жить без вредных веществ, и не чувствовать себя мучительно во время воздержания. В тоже время у большинства из них периодически, особенно в вечернее время суток, отмечается наплыв воспоминаний о наркоманической среде и возникает желание принять наркотик или алкоголь, пообщаться теми, кто разделял его пристрастие к наркотикам или алкоголю, без которых «скучно» и «нечем заняться». С этими ощущениями большинство больных в состоянии справиться при поддержке специалистов. В связи с этими «маленькими», но важными победами у больных нередко возникает ложное представление типа: «Я сам могу справиться со своей проблемой», чем они бравируют и о чем охотно рассказывают в психотерапевтических группах.
Настроение больных крайне неустойчиво, как правило, они ощущают повышенную раздражительность, у женщин – плаксивость, часто агрессию и конфликтность. Поведение напоминает период употребления вредных веществ: человек ленится, обманывает, пропускает занятия, безразлично и халатно относится к трудовым обязанностям, не может даже в должной степени сам себя обслуживать, не выполняет семейные дела и обязанности и другое. Концентрация внимания, памяти снижается, а так же возможна быстрая утомляемость, низкая работоспособность.
Постепенно происходит и восстановление положительных моментов. Адаптация начинается с появления первых признаков морального и этического поведения – люди начинают обращать внимания на свой внешний вид, стараются соблюдать правила личной гигиены, становятся более приветливы, начинают интересоваться проблемами своей семьи, и иногда даже принимают участие в их решении, настраиваются на честность, интересуются программой реабилитации и собственным здоровьем, проявляют интерес к сотрудникам отделения, соблюдают правила. В группах психотерапии они делятся друг с другом своими проблемами, о каких-либо сдвигах в эмоциональном состоянии, об интересах к спорту, искусству, что говорит о восстановлении системы ценностей, улучшении поведенческих функций, и об общем повышении морально-этического уровня.
Целью адаптационного этапа является достичь максимального физического и психического восстановления, а так же адаптироваться к реабилитационной среде, графику и режиму отделения, вовлечение больных в реабилитационную программу.
Основные задачи этапа:
- Консультирование и обследование;
- Знакомство с персоналом и другими пациентами, участвующими в реабилитационной программе;
- Осуществление медицинской (фармакотерапевтической, физиотерапевтической и пр.), психологической и психотерапевтической помощи;
- Постепенное вовлечение в реабилитационный процесс и оптимизация усилий на выход из болезненного состояния;
- Формирование у больных первичного понимания мультифакторности причин наркомании, токсикомании и алкоголизма, признания негативных (физических, психических, личностных, социальных) последствий заболевания;
- Формирование у больных понимания значения личной ответственности за прохождение процесса лечения и реабилитации, и за собственное выздоровление;
- Восстановление коммуникативных и поведенческих навыков в социально сохранной социальной среде (среда без наркотиков и пьянства), улучшение отношений с членами семьи, выполнение своих семейных обязанностей;
- Психотерапевтическая и психокоррекционная деятельность с родными больных
Исполняют этот этап сотрудники наркологического центра, который состоит из психолога, психиатра-нарколога, консультанта-реабилитолога, психотерапевта.
Психологическое консультирование несет две основные функции - диагностическую и психотерапевтическую, которые осуществляются параллельно. Оно включает: клиническое психологическое интервью (психотерапевтическая беседа) и экспериментально-психологические методики (измерительно-диагностические тесты), которые направлены на исследование личностных проблем больного, и его психологических особенностей.
На этом этапе мишенями психологического исследованиями становятся:
- мотивы обращения больного за помощью в наркологический центр;
- оценка морально-этических особенностей;
- интеллект;
- эмоциональная сфера;
- личностные особенности - характер, поведение, выраженные психические и физические способности, коммуникативные навыки, сексуальная сфера;
- семья, социальное окружение;
- социально-экономический статус. Фактически исследуется реабилитационный потенциал больных, что позволяет разрабатывать научно обоснованную, дифференцированную комплексную программу реадаптации и ресоциализации каждого больного.
Структура психологического интервью:
1 ЭТАП: Создание атмосферы психологической безопасности и доверия. Ситуационная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности (анонимности); определение доминирующих мотивов и формы проведения интервью.
2 ЭТАП: Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка представлений больного о проблеме – образ «внутренней картины», адекватность оценки состояния, наличия критики, структурирование проблемы зависимости от ПАВ.
3 ЭТАП: Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительных стратегий поведения.
4 ЭТАП: Оценка реабилитационного потенциала, обсуждение вариантов развития положительных потенциальных возможностей больного и особенностей реабилитации. Оптимизация. Мотивационный тренинг. Установка на отказ от наркотиков и алкоголя.